Все годы, что я занимаюсь цветочным бизнесом, а это немного не мало уже 14 лет, я наблюдаю за происходящими изменениями в других сферах – сетевой ритейл, услуги, рестораны, АйТи, прослеживаю судьбы различных стартапов. Ну само собой, на цветочные магазины, салоны, палаточки и рынки я тоже обращаю внимание, ведь мониторить свой рынок обязательно, к тому же надо понимать на сколько лет от тебя отстают конкуренты:) Но тем не менее, все тренды отслеживаются только в других отраслях. Они более мобильные, подвижные, конкурентоспособные, прогрессивные.
Почему так происходит? У меня есть предположения, но я их оставлю при себе, речь сейчас немного не об этом. До нашего цветочного «захолустья» докатилось понятие франшиза.
О том, что прибыльные магазины не продают, я писала неоднократно. Да, бывают чудеса, но случаются они крайне редко. Чем же франшиза отличается от готового бизнеса? В чем преимущества и недостатки? Так как эта тема близка мне уже год, то хочу поделиться с вами информацией, размышлениями и буду надеяться, что если у вас еще нет магазина или уже есть, но что-то пошло не так, то эта информация вам очень пригодится.
Почему люди ищут готовый бизнес или франшизу
Я так полагаю, что есть желание иметь бизнес, но чем именно хочется заниматься нет особого представления или предпочтения, к тому же нет понимания или желания как все организовать наилучшим образом, да и к тому же риск никого не прельщает. А новый бизнес – это повышенный риск. Поэтому люди покупают готовый бизнес – типа все понятно, процессы отлажены, персонал найден, мне все расскажут и покажут. Ну о том, что продают то, что не приносит денег мало кто задумывается.
Я очень много говорю о том, что нужно искать свою нишу, своего клиента, выделяться из толпы, придумывать концепцию. Не уверена, что меня воспринимают всерьез, поэтому приведу пример из музыки для наглядности. Например, была классическая музыка. Долгое время ничего не менялось. А потом вдруг начали появляться разные направления – джаз, рок-н-ролл, поп музыка, рок музыка, соул, рэп и т.д. Ведь их кто-то придумал? Кто-то из музыкантов первый начал работать в этом направлении. Например, Элвиса Пресли знают все в рок-н-ролле, а вот других уже назвать сложно, особенно если этим направлением не увлекаешься. А у лидеров направлений появляются последователи – кто-то более успешный, кто-то менее, кто-то свое поднаправление создает. Так и в бизнесе. Есть звезды – те, кто открыл новое направление: Уолл Март, Икеа, Макдональдс, Фикспрайс, Баскин Робинс, Сабвей. Каждое это имя ассоциируется с определенным направлением. Последователи есть. Но они лишь последователи.
Собственно основных создателей франшизы два: первые – это лидеры и первооткрыватели и вторые – это производители товаров или крупные импортеры.
Первые с помощью франчайзи охватывают своим продуктом или услугой большое количество потребителей, а самое главное – дают все инструменты и технологии успешного бизнеса, опробованные ранее на своих пилотных проектах. Вторые с помощью франчайзинговой сети увеличивают рынок сбыта для своей продукции. Если продукция раскручена, то и франчайзи чувствуют себя хорошо.
И в первом и во втором случае, продавцы франшизы очень заинтересованы в успехе своих франчайзи, поэтому работа по франшизе идет в тесном сотрудничестве и на условиях взаимовыгодного партнерства.
Есть еще третий вариант. Это совмещение новаторства и производства/импорта. Здесь двойная выгода и одной и другой стороне.
И самый плохой вариант, который есть везде, не только в бизнесе, но и в продаже франшиз – называется лохотрон) Это продавцы франшиз, которые сами никогда не занимались этим бизнесом, представления о нем не имеют, производителями и импортерами не являются, либо занимаются этим бизнесом по старинке, не имея отлаженных бизнес-процессов, гарантирующих положительный результат. Что ими движет? Жажда наживы – двигатель продаж. К сожалению, на цветочном рынке таких предприимчивых товарищей очень много. Будьте внимательны, берегите свои деньги, нервы и вдумчиво читайте договоры, которые вам предлагают – ведь по ним с вас берут деньги, а взамен не дают кроме пустых обещаний ничего. Итог – вы платите паушалку, роялти, взамен получаете товарный знак и никому не известное название. И дальше крутись как хочешь. По секрету скажу – услуги неймера и разработчика логотипа стоят раза в 3 дешевле, чем паушалка, которую они просят, если не в 5. А дальше тоже крутишься как хочешь, только с меньшими вложениями на входе.
Не берите кота в мешке
Основное – в вас должны быть заинтересованы не только до получения денег. Обязательно встречайтесь лично, не с операторами колл-центра, а с теми, кто развивает данное направление. В цветах, это должен быть основатель франшизы, потому что Баскин Робинсов в нашей сфере пока нет. Смотрите пилотный магазин или магазины. Взвесьте все за и против. Что вам дают в обмен на ваши деньги? Если только вывеску и список поставщиков, которые по интернету можно найти – не стоит оно того. Если же вам дают новую идею, новый формат на рынке, реальные технологии ведения бизнеса, всю информацию полностью, сопровождение не тетушками на телефоне, а теми, кто в этом бизнесе понимает – тогда оно того стоит. Ведь Вы получаете готовый бизнес, в создании которого принимаете непосредственное участие, начиная от выбора места и заканчивая ежемесячным обучением персонала.
Кому может быть еще интересна франшиза. Владельцам магазинов, у которых есть неплохая проходимость, но слишком много конкурентов вокруг, которые предлагают все тоже самое. Выделиться не получается, идеи не приходят. Тогда это тоже вариант – переделать свой магазин, купив франшизу и стать успешным, но для этого тоже должно быть понимание, что вы не меняете шило на мыло.
Желаю вам удачи, берегите себя и свои деньги.
Мое дело – то, чем я занимаюсь с любовью. Надеюсь, что ваш бизнес тоже приносит не только доход, но и удовольствие.
Если у Вас появились вопросы, пишите на мою электронную почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и я обязательно на них отвечу.
Удачной Вам торговли!
Александра Постнова -
руководитель Консалтингового центра
© Все права на представленный материал принадлежат Компании ЮНИЦВЕТИКА.
Полное или частичное копирование данного материала в любой форме запрещено, при согласованном использовании данного материала ссылка на правообладателя и источник заимствования обязательна.