После того как Вы определились с помещением и его оборудованием, следующий вопрос, довольно важный и требующий решения – где и по каким критериям подыскивать сотрудников.
Изначально, Вам будет достаточно одного продавца в смену, в дальнейшем, при росте выручек и объема продаж, можно будет увеличить штат.
Хочу обратить ваше внимание на основное отличие в отношениях работник – работодатель в нашей стране и за рубежом. Данное отличие основано на том, что в России бизнесу всего 30 лет, а это очень маленький срок. В Европе работник переживает за результат своего труда, он не дистанцируется от работодателя. У нас, к сожалению, тенденция такова, что работник ищет выгоду только для себя (схалявить где можно, украсть и т.п.), абсолютно не желая напрячься и не задумываясь об интересах того бизнеса, в котором он работает и при этом искренне считает, что работодатель ему должен и обязан по гроб жизни. Это очень важно помнить, выстраивая свои отношения с продавцом.
Принципиально существует 4 вида продавцов в цветочных магазинах:
- продавец с большим опытом работы со срезанными цветами в цветочной палатке;
- продавец с опытом работы в цветочном магазине, что не всегда означает умение работать со срезанными цветами;
- флорист, закончивший «Флористическую школу» или профильные курсы;
- просто женщина без опыта работы на цветах.
Прежде всего Вы должны ответить себе на вопрос - для чего вы ищете продавца?
Если Вам нужен человек, который посмотрит за магазином, когда Вы отлучаетесь, а в основном Вы сидите в магазине сами, то Вам подойдет абсолютно любой из вышеперечисленных видов.
Если же Вы не планируете проводить в своем магазине все дни с утра до вечера, то, Вам безусловно понадобится продавец, который в Ваше отсутствие будет: продавать цветы, делать букеты, поддерживать весь товар в «продажном» виде, следить за порядком в магазине, ухаживать за горшечными растениями… И как раз в этом случае перед Вами встает ВЫБОР: какому из вышеперечисленных видов продавцов отдать предпочтение.
Продавец с большим опытом работы в палатке
Очень часто, открывая первый цветочный магазин, предприниматель думает: вот возьму продавца с опытом, он и меня научит и выручки «попрут» … Это очень распространенное заблуждение. Почему? Все очень просто. Цветы – это очень специфичный товар и для продавца существует 101 способ обмануть хозяина, если тот сам не проработал до этого в цветах и не знает всех тонкостей. Это и обдирание кустовой хризантемы на неучтенные букетики, и завышение стоимости букета, и списание с последующей продажей, и продажа своей упаковки…. В общем, способов множество и в этом выпуске мы не будем подробно останавливаться на этом. Чем больше опыт продавца, тем больше способов он знает и, что самое грустное, ПРИМЕНЯЕТ. Конечно, Вам в этом никто не признается, но мой многолетний опыт показал: опытный продавец на цветах всегда ворует у начинающего хозяина. Это аксиома.
Продавец с опытом в цветочном магазине
По моему опыту, встречаются продавцы, с большим опытом, которые потеряли работу по объективным причинам: закрылся торговый центр, например, а другое помещение владелец не нашел. Если продавец проработал более 5 лет в одном магазине, как правило, это характеризует его с хорошей стороны. Лично мне за 9 лет работы с розничными магазинами, встретились всего две порядочные женщины, при том что через мои магазины прошло более 200 человек… Делайте выводы самостоятельно.
Флорист
Флорист – очень интересный индивидуум. Это «художник», который «творит». Ну а художнику необходима «свобода творчества. Самый распространенный результат этого творчества – наличие большого количества дорогих букетов и композиций, очень красивых, но в силу высокой цены плохо продаваемых. А еще флористы очень любят во время изготовления композиций резать цветы так, что разобрав букет или композицию (такое бывает, если он/она не продались), Вы получите абсолютно не продаваемую груду цветочных трупиков, не пригодных для последующего использования. Поэтому флориста можно и нужно брать, только если Вы открываете магазин в формате цветочного салона. Причем, это должен быть Салон по своей сути, а не по вывеске. В остальных случаях флорист Вам не нужен. Лично я флористов на работу не беру, т.к. их интересует процесс создания в большей степени, чем финансовый результат продажи своих творений.
Продавец без опыта работы
Хочу сразу пояснить: почему именно женщина? Ко мне неоднократно приходили устраиваться на работу мужчины. Как показала практика, это не работники. Приходят, смотрят, учатся и уходят. В итоге время потрачено, а продавца нет. Главный критерий при выборе продавца без опыта - он должен быть работящим, "живым". Если есть малейшее подозрение в том, что кандидат ленив - гоните его сразу. Потом будет сложнее. Всему, что должен будет знать и уметь продавец, Вы сможете научить его сами, или его научит сменщик (продавец, который уже работает у Вас) максимум за 2 недели. После этого, если новый продавец трудолюбив и настроен на результат, он будет в состоянии собирать основные виды букетов, ухаживать за срезанными и горшечными цветами, принимать товар и выставлять витрину. Все остальное приходит с опытом.
Намучившись с первыми тремя видами продавцов, лично я беру на работу в свои магазины людей только без опыта работы на цветах. Это основное требование для проведения собеседования. И учу их «под себя», передавая свое видение магазина и добиваясь, чтобы продавцу было не все равно.
Если у Вас появились вопросы, пишите на мою электронную почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и я обязательно на них отвечу.
Удачной Вам торговли!
Александра Постнова -
руководитель Консалтингового центра
© Все права на представленный материал принадлежат Компании ЮНИЦВЕТИКА.
Полное или частичное копирование данного материала в любой форме запрещено, при согласованном использовании данного материала ссылка на правообладателя и источник заимствования обязательна.