Когда я только начинала заниматься цветами в далёком 2004 году, то передо мной стояло огромное множество неразрешимых вопросов и задач. Основная проблема, с которой я столкнулась – катастрофическая нехватка информации по любым поводам – как определить свежесть цветка, сколько он должен сохранять товарный вид при условии, что он свежий, сколько платить флористам/продавцам цветочной продукции, кого брать на работу, что требовать, как организовать работу так, чтобы сотрудники воплощали твое видение в жизнь, как часто делать закупки, сколько товара брать на праздники, как найти хорошего поставщика, как минимизировать списание, как вести учет и что для чего нужно учитывать… список можно продолжать до бесконечности.
Прошло 14 лет как я занимаюсь данным видом бизнеса, теперь я многое знаю, понимаю, но вопросы всё равно периодически возникают. В своё время я приняла решение вести данную рассылку для того, чтобы начинающие хоть как-то могли сориентироваться и получить часть информации сразу, не платя за нее своими деньгами и выброшенным товаром, а также приходящими в негодность нервными клетками. Надеюсь, что моя цель достигается. Но ситуация на рынке не сильно поменялась – информацией по-прежнему никто не торопиться делиться.
- Владельцы розничных точек под страхом смерти не выдают хороших поставщиков, ведь никто не хочет сдавать низкие цены на качественный товар, потому что в этом случае шансы, что конкуренты быстрее сдохнут растут.
- Поставщики в свою очередь по максимуму замалчивают информацию о большинстве вопросов, ведь чем меньше клиент осведомлен, тем проще с ним работать – всегда можно подать информацию так, как выгодно тебе и никто не узнает: как на самом деле обстоят дела.
- У большинства игроков рынка нет чёткого понимания причин роста цен в те или иные периоды времени (а они есть и вполне логичные), ведь смысл тратить время на объяснения, всё равно берут, хоть и возмущаются. А поэтому нет понимания, что этого роста избежать нельзя никак, но можно поискать альтернативы, которые в данный момент не такие дорогие и тем самым продолжать покупать выгодно… Как, кстати, нет и информации о принятых наценках и размерах доходности – что в опте, что в рознице, отсюда тоже проистекает много недоразумений. Но это тема отдельного разговора.
- Работники поставщиков (часто иностранного происхождения, ведь они дешевле) не понимают специфики данного рынка и насколько важно качество для магазина, поэтому кладут товар в заказы «не глядя»
- Продавцы, с которых списывают брак, вынужденно обманывают покупателей, продавая им несвежий цветок всеми возможными способами сохраняя свою и без того не очень большую зарплату.
- Общая «информированность» о том насколько прибылен цветочный бизнес приводят к огромной конкуренции и такой же огромной «смертности» новых точек на этом рынке и параллельно к огромному потоку физлиц, вытекающему на улицы к 8 марта с тюльпанчиками и хризантемками. Ну и держим в уме сетевиков, традиционно предлагающих недорогие «букетики» в период высокого спроса.
Всё это не способствует и так не очень большой прибыльности данного рынка. К тому же побочным эффектом можно наблюдать общую атмосферу подозрительности и недоверия: конечный покупатель в момент покупки уже заранее прощается с деньгами и мысленно представляет поникшие головы цветов через час после покупки вместо получения удовольствия; магазины, принимая товар с пристрастием опытного следователя рассматривают цветы, заведомо ища подвох, даже если его нет, они не остаются 100% довольными и т.д. и т.п.
Самое интересное, что такое положение дел (и преувеличенные данные по доходности и отсутствие информации в свободном доступе и нежелание делиться ею, и разница в ценах на один и тот же цветок, достигающая 50% по разным причинам) является благодатной почвой для появления мошенников. Особая активность наблюдается естественно перед праздниками. Ну а какой основной «праздник» у цветочников? Правильно, 8 марта. На этот счет информация абсолютно достоверна. Только никто не видит теневой стороны – бессонных полутора недель, нервного тика и т.д., но мы собственно сейчас не об этом.
Начиная с декабря – января появляется огромное количество волшебных предприимчивых людей, которые предлагают на праздничные поставки цветы по рекордно низким ценам. Чуть ли не ниже декабрьских. Объясняют это разными путями: например, я лично на плантации нахожусь, никаких посредников и на ковре-самолете к вам отправлю, только деньги на карту переводи. Не буду приводить все возможные аргументы и способы убеждений, но сводится всё к одному – возьми у меня, это будет напрямую, без посредников, ведь посредники – зло, они гребут всю прибыль. За 6 лет что мы возим цветы на праздники оптом я наслушалась огромное количество душераздирающих историй от владельцев магазинов, попавшихся на удочку таких мошенников.
О чём они думали? Могу только предполагать. Возможно о том, что человеку с такими честными глазами нельзя не доверять, что ну уж больно цена заманчивая, что мне по жизни везёт и здесь должно, а порой просто ни о чём – видели цены и планка падала. Итог всегда один – начало марта без денег и цветов и понеслись с выпученными глазами – занимать денег и брать цветы из остатков в свободке – что Бог пошлет. Потому что связь с чудо-мальчиком или компанией с контактами заграничными, без адреса точного местонахождения прерывалась сразу после перевода денег или накануне поставки – кому как везло.
Тему сегодняшней статьи, кстати, навеял вопрос в Вконтакте об одном из таких чудо-поставщиков – название у него то самое, которое было у нашей компании несколько лет назад (мы же не просто так его меняли… слишком много «клонов» появилось под нашим именем), владелец компании - ИП, зарегистрированный в Адыгее и адрес «центрального офиса» - Алсмеер. Прям как у Чехова – на деревню дедушке потом можно присылать свои претензии и жалобы. Ведь Алсмеер это город и на нём больше, чем 1 дом, в котором офис «находится».
Мораль сей басни такова: если у тебя есть поставщик, с которым ты работаешь продолжительное время, значит он вызывает у тебя определенное доверие и в праздники тоже нужно с ним работать. Хотя по моей практике работы в Юницветике: есть клиенты с небольшими объемами недельных закупок, которые весь год работают с местными поставщиками, а на праздники к нам приходят, т.к. гарантированно знают, что их не кинут и свежий цветок по заявленным ценам отгрузят вовремя.
Думайте сами, решайте сами гнаться за двумя зайцами и ни одного не поймать или не гнаться за бешеными прибылями и спокойно отработать с проверенным поставщиком. Я всегда выбирала второй вариант, ведь коней на переправе не меняют.
Ну и закончу на важной новости: моя любимая компания Юницветика объявила 2018 год «Годом Общения и Обучения». В его рамках от имени Школы Цветочного Бизнеса мы запускаем серию бесплатных вебинаров на тему бизнеса.
Также еженедельно по телефону «горячей линии закупщика» я буду общаться с теми,
- у кого есть вопросы ко мне лично,
- либо по закупкам вообще,
- либо вообще по устройству цветочного рынка,
- либо просто кто давно хотел со мной лично пообщаться.
Более подробная информация уже скоро появится на нашем сайте. Приглашаю вас, уважаемые подписчики, присоединиться, ведь мы делаем это для вас, чтобы ваш бизнес вызывал максимальное количество положительных эмоций, а самое главное - приносил стабильную прибыль.
Мое дело – то, чем я занимаюсь с любовью. Надеюсь, что ваш бизнес тоже приносит не только доход, но и удовольствие.
Если у Вас появились вопросы, пишите на мою электронную почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. и я обязательно на них отвечу.
Удачной Вам торговли!
Александра Постнова -
руководитель Консалтингового центра
© Все права на представленный материал принадлежат Компании ЮНИЦВЕТИКА.
Полное или частичное копирование данного материала в любой форме запрещено, при согласованном использовании данного материала ссылка на правообладателя и источник заимствования обязательна.